30.03.2019

За что критикуют «Болонку»

Директор Института СПИНТЕХ Л.Гагарина дала интервью газете "Совершенно секретно"

– Лариса Геннадьевна, по прошествии 16 лет мы можем однозначно сказать, что Болонская система в России прижилась успешно?

– Однозначно – не можем. Если главной целью Болонской системы было создание единой европейской системы образования, и, соответственно, результатом реформирования должно было стать автоматическое признание «конвертируемости» российского образования в рамках европейского пространства, то эта задача не выполнена. Нам до сих приходится доказывать, что наша одиннадцатилетняя система среднего образования дает такие же знания, что и европейская двенадцатилетняя, и уровень специалиста (некоторые направления подготовки сохранили специалитет) согласно Европейской рамке квалификаций нужно признавать на уровне магистра.

Если мы хотели этой реформой повысить качество образования, то можно согласиться с ректором МГУ Виктором Антоновичем Садовничим: мы потеряли его фундаментальность, а вместе с ней и умение размышлять, думать и доказывать. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что так происходит во всем мире: развитие информационных технологий (при формальном их внедрении) приводит к снижению качества мышления (и даже объем мозга уменьшается!). Так что однозначно назвать наш переход на Болонскую систему успехом пока никак не получается.

– Но плюсы все-таки есть?

– Безусловно. Повышение мобильности, когда на некоторое время студент или преподаватель может поехать учиться или преподавать в другой вуз, – это ощутимый плюс. Более того, в последние пару лет появились студенты, целенаправленно поступающие в магистратуру другого вуза после бакалавриата. Но пока доля таких студентов невелика, говорить о тенденции или моде на «смену вуза после бакалавриата», как, например, в США, очевидно, преждевременно.

Что же касается обучения за рубежом, то в настоящее время ничтожная доля российских студентов может обучаться (по тем или иным причинам) в других странах. Хотя талантливым российским выпускникам за границей всегда рады, что, конечно, означает для страны потерю лучших мозгов.

– Но европейские вузы с приходом Болонской системы все-таки стали доступнее?

– Да, потому что представители российских и европейских вузов стали «разговаривать на одном языке» при корреляции учебных планов, совместной разработке двуязычных учебных программ и программ «двойных дипломов». Так, при реализации программы развития НИУ МИЭТ только на нашей кафедре 12 выпускников получили дипломы Glyndwr University (Великобритания), а в марте 2019 года за европейским дипломом магистра в Universita Ca’ Foscari (Венеция, Италия) отправляется наш лучший выпускник Антон Гаращенко. Дополнительным плюсом болонской программы является привлечение иностранных абитуриентов, скажем, из стран СНГ, для которых российский вуз является своего рода трамплином для дальнейшего обучения на Западе. И все же нельзя не отметить ряд очень существенных минусов…

Продолжение интервью на сайте "Совершенно секретно": https://www.sovsekretno.ru/articles/id/6199/

Источник: Газета "Совершенно Секретно"
Теги: СПИНТЕХ, ИПОВС, Болонская система